Кадровый голод и проблемы дефицита трудовых железнодорожных ресурсов
Тематика: ПГУПС
16.11.2023

Кадровый голод и проблемы дефицита трудовых железнодорожных ресурсов

Проблема дефицита трудовых ресурсов в российской экономике приобретает масштабы общестранового риска, охватывая все отрасли экономики. Объективные демографические причины обостряют конкуренцию за кадры между работодателями и отраслями.

О наиболее востребованных специалистах и грядущем росте престижа профессии машиностроителя, методах привлечения персонала на производство техники для железных дорог, а также о том, как видит специалиста новой формации отраслевое высшее образование, своим мнением поделились руководители, отвечающие за кадры настоящего и будущего.

В.Е. Зайцев, заместитель генерального директора по организационному развитию и персоналу ООО «ЛокоТех»

В настоящее время ситуация на рынке труда машиностроительной отрасли уникальная. Это связано, прежде всего, с высокой конкуренцией предприятий, которым требуются рабочие специальности. Например, на специализацию «слесарь подвижного состава», которая является ключевой позицией в нашей компании, приток молодежи минимальный. Так же происходит с рядом других специальностей: слесарь по ремонту подвижного состава и по осмотру ремонта локомотивов, дефектоскопист по неразрушающему контролю, токари разных специализаций. Такие специальности в вузах и ссузах либо вообще нельзя получить, либо только в качестве второй профессии.

Сейчас ГК «ЛокоТех» реализует масштабный проект – массовый набор персонала, включающий в себя несколько этапов: набор через ведущие работные сайты и Центры занятости; повышение квалификации работников, которые уже трудятся в «ЛокоТехе», и/или обучение по второй смежной профессии, а также сотрудничество с профильными вузами.

Наша компания готова принимать кандидатов без опыта работы: мы бесплатно обучаем ряду специальностей в нашем Корпоративном университете. Поэтому по сравнению с предыдущим годом ситуация, безусловно, изменилась в лучшую сторону. Так, за 2022 год в целом по компании мы приняли более 4,2 тыс. человек на вакансии основного производственного персонала. В этом году только за первые шесть месяцев набор основного производственного персонала составил более 3,6 тыс. человек. В том числе это связано с тем, что мы готовы принимать соискателей, которые не имеют опыта, но хотят работать в нашей компании.

С июля 2023 года мы повысили часовые тарифные ставки для всех основных производственных и вспомогательных рабочих Группы компаний «ЛокоТех», а это более 27 тыс. сотрудников. Таким образом, рост заработной платы в итоге составил в среднем 17%. При всех уже имеющихся преимуществах – социальные гарантии коллективного договора, возможность повысить квалификацию и освоить смежную специальность за счет предприятия, продвижение вверх по карьерной лестнице – рост заработной платы позволит ГК«ЛокоТех» стать еще более привлекательным работодателем.

После увеличения зарплаты мы ожидаем приток работников в депо: во 2-ом полугодии этого года компания планирует принять на работу более 3,9 тыс. работников. Более того, мы надеемся на то, что сотрудники, которые покинули нашу компанию по разным причинам, вернутся к нам. И этот процесс уже активно начался.

О.С. Валинский, ректор ПГУПС

Сейчас отрасль железнодорожного машиностроения испытывает дефицит и в кадрах среднего звена – профессионалах-практиках, имеющих среднее профессиональное образование, и в ИТ-специалистах, и в инженерных кадрах, способных принимать рациональные управленческие решения с использованием инструментов цифровизации, позволяющих вести бизнес «со скоростью клика».

Для подготовки таких кадров ПГУПС выстраивает высокотехнологическое партнерство и сетевое сотрудничество и готов к взаимодействию с производителями. Для его оптимизации, выработки практикоориентированных наукоемких решений и реализации образовательных программ в ПГУПС разработан и внедрен новый формат управления научно-образовательной деятельностью.

Вертикаль управления реализуют заместители руководителя стратегически актуального научного направления. Маршруты технологического стока определяет научный руководитель стратегического направления от производства. Горизонталь управления – за руководителем образовательных программ от ПГУПС и за экспертом – руководителем уровня pro, топ-менеджером высокотехнологичной компании. Обучение идет по гибким модулям с индивидуальным конструктором компетенций. Именно на их пересечении создаются точки роста и формируются навыки уникального специалиста.

Новая система управления научно-образовательной экосистемой ПГУПС представляет собой двухуровневую функциональную структуру: коллегиальный уровень с внешним участием и внутренний уровень в самом университете, основанный на педагогическом опыте научных школ и инновационном потенциале вуза.

Таким образом, считаю, что ПГУПС как поставщик инженерного авангарда глобальной специализации способен гарантировать наукоемкое развитие транспорта и стабильное обеспечение отечественной «Индустрии 4.0» специалистами новой формации. Как и в большинстве секторов «Индустрии 4.0», в машиностроении ключевая задача – обеспечить стабильную работу производства. Для этого необходим человеческий капитал, выпускники вузов, обладающие так называемыми мультикомпетенциями.

Проблема дефицита инженерных кадров не решается отдельно взятой компанией. Транспортное машиностроение – это более тысячи компетенций, и для этого нужны специалисты новой формации, способные создавать уникальные технологии. Отвечая этой тенденции, и вуз, и отрасль должны работать в тесной связке.

Для обеспечения такой связки ПГУПС выстроил уникальную образовательную экосистему, в составе которой находятся научно-образовательный центр и лаборатории. В обучении используются IT-технологии, 3D-модели и интерактивные тренажеры. Выпускники получают как hard skills – профессиональные навыки, так и soft skills - развитые личные качества. Это позволяет реализовать запуск ценности личностного развития и кросс-функциональных компетенций, которые в индивидуальной для каждого выпускника сборке формируют инженера будущего, способного решать задачи любой сложности.

Ключевая тенденция, которой должно отвечать современное образование, заключается в том, что специалисты будущего должны использовать цифровые инструменты для решения задач управления. Это позволит в будущем сформировать умные предприятия (smart factory) – фабрики сервисных возможностей – с развитым цифровым обеспечением и совершенными транспортом и логистикой. Такие специалисты смогут обеспечивать максимальную производительность и круговорот ресурсов. Для их подготовки в ПГУПС функционирует цифровая кафедра, на которой студенты не IT-профиля получают расширенный пул мультикомпетенций, востребованных на рынке.

Рынок в новых условиях предъявляет к выпускнику вуза новые требования. Критерий «минимум издержек» уже устарел. Сейчас актуален критерий «максимум экономического эффекта и ценности». То есть целевым ориентиром предприятий «Индустрии 4.0» становится подход «управляемая цепь поставок – это прямой путь к прибыли». И выпускник должен гарантировать и качество, и скорость бизнес-решений.

Сегодня отраслевой вуз должен выращивать специалистов инновационного типа, способных решать задачи технологического суверенитета. В связи с этим ПГУПС видит свою миссию в формировании у выпускников дефицитных компетенций для экономики импортозамещения. Целевой моделью развития университета с учетом приоритетов национальной политики РФ является обеспечение присутствия России в пятерке мировых экономик «Индустрии 4.0», осуществляющих подготовку высококвалифицированных кадров, научные исследования и инновационные разработки по приоритетам научно-технологического развития страны для научно-образовательного рывка, основанного на трансфере научных знаний, прорывных цифровых технологиях и сквозных бесшовных системах интеграции образования, науки и бизнеса.

С учетом изменений на современном рынке парадигма развития ПГУПС трансформировалась в подготовку так называемого инженерного спецназа – выпускников, способных решать задачи любой сложности для отечественного ж/д транспорта и железнодорожного машиностроения. Убежден, что современный отраслевой университет должен не только готовить человеческий капитал, но и быть драйвером инновационного научно-технологического развития отрасли.

Изменение роли отраслевого вуза в условиях импортозамещения и высокотехнологичного развития диктует изменение статуса специальностей, получаемых в стенах университета, в том числе в инженерных и машиностроительных областях. ПГУПС является старейшим отраслевым университетом, и сегодня, опираясь на опыт и традиции, мы готовим кадры для высокотехнологичной экономики, знания и практические навыки которых позволят решать прикладные бизнес-задачи, такие как снижение стоимости закупаемых изделий, сокращение срока поставок и продолжительности производственно-логистического цикла. ПГУПС идет в ногу с трендами развития отрасли: трансформирует собственную структуру, использует новые образовательные технологии, актуализирует образовательные программы.

Источник: TELEGRAM