18.05.2022

Тихвинский завод не оставил надежды на выпуск инновационных вагонов

С 17 по 31 мая 2022 года АО «Тихвинский вагоностроительный завод» (ТВСЗ) ушло в режим простоя. Это значит, что работа в цехах остановлена. Однако участники рынка полагают, что предприятие возобновит работу.

Управляющий директор ТВСЗ Евгений Кузьменко в связи с этим сослался на сложную экономическую и политическую ситуацию. По его словам, происходящие события оказывают прямое влияние на нарушение международных торговых и логистических цепочек.

Причин для приостановки производства было названо несколько. «Наше производство законтрактовано на год вперед, но потребители подвижного состава вынуждены корректировать закупочную деятельность в связи со снижением погрузки и растущим профицитом подвижного состава», – указано в обращении Е. Кузьменко к коллективу предприятия.

В этих условиях в связи с пересмотром производственного плана руководство железнодорожного холдинга «ОВК» приняло решение об уходе в режим простоя, который следует рассматривать как вынужденную антикризисную меру, которая позволит сохранить коллектив и перераспределить выполнение заказов.

Предстоит обновить формат взаимодействия с поставщиками, клиентами и потребителями. Для этого необходимо время. По словам Е. Кузьменко, на заводе есть запас критически важных для выпуска вагонов комплектующих. И сейчас идет наладка новых кооперационных связей по поставкам на перспективу.

Вопрос о сертификации

Впрочем, как сообщил источник в отрасли, близкий к ТВСЗ, есть другая причина приостановки сборки железнодорожных вагонов. Запас комплектующих у предприятия действительно имеется. Но тем не менее есть проблема: выпуск некоторых узлов не локализован в РФ.

В СМИ, как известно, не случайно была поднята тема кассетных подшипников. Суть в том, что производство вагонов заточено под определенные технологические процессы. Их нельзя просто так взять и поменять. Это затрагивает вопросы сертификации.

По аналогии ситуацию можно сравнить с некоторыми событиями, например, в автодорожной отрасли, где в последние годы был выполнен комплекс мер по расширению возможностей применения новых технологий. Однако в результате часть ныне действующих стандартов были привнесены в нормативные документы с приходом в РФ иностранных компаний – поставщиков дорожной техники, комплектующих для асфальтобетонных заводов и контрольно-измерительного оборудования для определения качества продукции, включая оценку прочностных характеристик дорожной одежды.

Эти стандарты используют теперь не только подрядчики, но и заказчики при составлении условий тендеров и приемке уже выполненных работ. Однако если сейчас возникают сложности в связи с уходом из РФ, то, как считают в Росавтодоре, в этой сфере участникам рынка необходимо предоставить возможности выбора используемых технологий и соответственно – выбора схем работы исходя из складывающихся условий и имеющихся ресурсов у дорожных организаций. А если в связи с этим возникают вопросы в сфере стандартов, то их необходимо оперативно решать. В Минтрансе России предусмотрели для этого возможность ускоренной сертификации.

Однако, как выясняется, то, что успешно опробовано в автодорожном секторе, вызывает затруднения в железнодорожном сегменте. У ОАО «РЖД», понятно, свои стандарты. И они не предусматривают ускоренной сертификации. В конструкцию железнодорожного вагона нельзя вносить поправки, которые могут нарушить установленные на сети процессы.

Если следовать такой логике, то, если на новом инновационном вагоне не будет кассетного подшипника, это будет уже другой вагон – с другими нормативными характеристиками при эксплуатации.

Все понятно, но не совсем…

Постановлением правительства РФ № 353 от 12.03.2022 г. об особенностях разрешительной деятельности в РФ в 2022 году на период с 21 марта по 1 сентября 2022-го вводится временная схема декларирования продукции.

В этот период в качестве доказательной базы о проведении испытаний на безопасность заявители могут использовать протоколы зарубежных лабораторий. Однако в ОАО «РЖД» пока не могут определиться, насколько можно подобным документам доверять.

Это значит, что найти аналог кассетного подшипника за рубежом можно довольно быстро. Но вот дальше многое упирается в сложные переговоры с владельцем инфраструктуры. Получается довольно-таки деликатная ситуация, из которой придется так или иначе искать выход. Ведь на государственном уровне Росаккредитация выпустила достаточно подробную инструкцию.

В общем, все понятно. А завод между тем стоит.

В ожидании перезагрузки

Как полагают эксперты, возобновить выпуск вагонов в Тихвине можно. Причем вопрос стоит о том, чтобы предприятие, оснащенное современным оборудованием, выпускало по-прежнему подвижной состав с улучшенными характеристиками.

«У тихвинских вагоностроителей почти все комплектующие российские. Металл, например, из Череповца. В этом плане им легче, чем локомотивостроителям, которым требуется, например, электроника», – рассказал один из специалистов.

Кроме того, ранее ТВСЗ планово и ежегодно уходил на технологический перерыв, что объясняли необходимостью проведения сервисных работ или переналадки оборудования.

По словам главы Тихвинского района Александра Лазаревича, сокращения на заводе не планируются. Более того, на форуме ТВСЗ в социальной сети «ВКонтакте» обновлено сообщение о приглашении на работу мужчин и женщин на различные вакансии. Для кандидатов без специального образования по-прежнему обещано обучение с выплатой стипендии и последующее трудоустройство.

Дополнительный, хотя и довольно-таки скупой комментарий предоставили председатель первичной профсоюзной организации ТВСЗ профсоюза «Роспрофпром» Сергей Рошко и председатель межрегионального независимого профсоюза работников вагоностроения «Профвагон» Алексей Ясвин. По их словам, работодатель заверил оба профсоюза: все социальные льготы, предусмотренные законодательством РФ, у сотрудников будут сохранены. Известно, что сотрудникам обещано платить две трети от средней зарплаты – около 38 тыс. руб.

Источник: РЖД-Партнер